Осенью 31-го года в соответствии с разработанным большевиками планом монументальной пропаганды, на одной из московских площадей состоялась торжественная церемония открытия скульптурного монумента в честь одного из выдающихся политических деятелей — Николая Эрнестовича Баумана.
Памятник вышел довольно интересным. Во многом это можно объяснить тем, что Б. Ковалев, работавший над созданием монумента, решил прибегнуть к целому ряду весьма нестандартных для тех лет импрессионистических приемов, таких как размытость силуэта, дробность форм, имитация камня в бронзе, фактурно-динамичная обработка поверхностей и т. п. Такой неординарный подход не только не помешал, но даже наоборот, только поспособствовал созданию целостного монументального образа.
Николай Эрнестович изображен в спокойной позе. Своей правой рукой он крепко прижимает к груди целую стопку экземпляров подпольной газеты «Искра».
Рыхлая фактура бронзового Баумана, чем-то похожая на камень, статичность позы, пальто, спадающее с плеч и превращающееся в абстрактную форму, «восстающую» из гранитного постамента — все это неразрывно связывает скульптуру с ее основанием.
Кстати о нем хотелось бы рассказать более подробно. Ведь вне всяких сомнений его можно считать весьма интересным. На трех боковых гранях пьедестала установлены великолепные бронзовые барельефы, ставшие превосходными иллюстрациями к самым ярким и выдающимся эпизодам из жизни великого революционера-подпольщика.
Самое первое изображение посвящается героическому, да и что скрывать, по настоящему грандиозному по своей смелости побегу членов организации «Искра» из Лукьяновской тюрьмы. Бауман, разработавший план побега, не только сам выбрался на волю, но и вызволил десятерых своих товарищей.
На втором барельефе, появлению которого вряд ли стоит удивляться, можно увидеть узника, заточенного в камере. Скульптор никак не мог упустить такой важный момент, ведь в 1897 г. Н. Э. Баумана, ведущего активную революционную деятельность, почти на целых 2 года заточили в Петропавловскую крепость.
Последнее изображение иллюстрирует трагическую кончину революционера, когда несколько рабочих подхватывают убитого Баумана, в руках которого крепко зажат флаг.
Памятники, Скульптуры
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.