-6
MsMap.ruИстраДостопримечательностиНовоиерусалимский монастырь

Новоиерусалимский монастырь 2.55

О месте Фотографии Карта
 

Начинаем пешую прогулку по Новому Иерусалиму. Первая остановка будет у памятника А. П. Чехову писатель жил сначала поблизости в городе Истра, а затем несколько недель перед отъездом за границу из которого Антон Павлович уже не вернётся в Новом Иерусалиме около Педагогического училища. Минуя яблоневый сад и несколько необычных городских памятников мы попадаем в место, где можно увидеть панораму монастыря, стоящего на Сионском холме, гору Фавор и Вифанию. Рассказ об уникальных раскопках на Сионском холме, где стоит монастырь и о происхождении названия города, связанного напрямую со Святейшим Патриархом Никоном от первого села Сафатова до современного названия города. Повествование проведет с 900 года до Рождества Христова до 30 годов XX века. Основные сооружения монастыря - ротонда гроба Господня, внутри которой находится Кувуклия - пещера, символизирующая место, где был похоронен Иисус, где он воскрес и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме, Воскресенский собор, где находится Голгофа, камень миропомазания, Судные и Красные врата монастыря, приделы Новоиерусалимского монастыря: в Успенском приделе находятся мощи св. мученицы Татианы и святыня крест - мощевик, подаренный монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка; в Архангельском приделе - список Тихвинской чудотворной иконы Божией матери XVII века и захоронение летописца Иоанна Шушерина ученика Патриарха Никона и келья самого святителя Никона. Одной из достопримечательностей города является также гора Фавор, где было Преображение Господне и откуда можно увидеть то место, где Патриарх Никон остановился и увидел красивейшую местность чтобы затем построить монастырь. С горы открывается один из красивейших видов на монастырь, где видна Кедронская долина, Вифания, Галилея, река Истра (Иордан), Сионский холм, на котором стоит монастырь, с видом на поле, где произошло знаменитое сражение Правительственных войск Петра I и стрельцов в 1698 году. Рассказ о сражении, подземных ходах монастыря, крепостной стене и ее особенностях, о 7 сторожевых башнях монастыря и 2 надвратных, о четырех святых источниках, о ските Патриарха Никона (Богоявленской пустыни), о реке Иордан (Истра) с ее купелью и о чудесных исцелениях, а также о парке Гефсиманский сад, Кедронском потоке и о том, что там можно увидеть — тема для отдельной беседы. Очередная достопримечательность города гора Елеон. На горе Елеон, у поклонного креста, рядом с усадьбой фабрикантов Цуриковых, царь Алексей Михайлович в 1657 году дал название монастырю "Новый Иерусалим". В монастыре хранится повествование знакомящее нас с жизнеописанием святейшего Патриарха Никона от первых шагов по монашескому пути до Патриаршества и его гробнице в Предтеченском приделе, возле которой происходят чудесные исцеления, а также рассказ об обстоятельствах и о месте обретения Животворящего Креста в Иерусалиме, на котором был распят Иисус, где в последствии в IV веке была построена подземная церковь Константина и Елены, описание необычных обстоятельств строительства подземной церкви Новоиерусалимского монастыря с уникальным медным иконостасом, где находится кладезь "Живоносный источник". Вдоль крепостной стены мы с вами пройдём к скиту, за которым можно будет увидеть реку Истру (Иордан), купель, а затем мимо Силоамского источника через Елизаветинские западные ворота зайдём на монастырскую территорию, где побываем в приделах (церквях) монастыря, а если позволят финансовые и иные возможности, то послушаем одну из экскурсий по монастырю. История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича. В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря. В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

 

Не забудьте взять пустую бутылочку, чтобы набрать водички из святого "Силоамского" источника в Гефсиманском саду или из колодца под названием "Живоносный источник" в подземной церкви Константина и Елены.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Комментарии к месту

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Расположение на карте

Адрес: Советская улица, 2

Рассказать друзьям

Наверх